Основное моё направление деятельности в качестве фрилансера – это создание сайтов. Разработка сайта – процесс трудоемкий, в котором обычно участвуют несколько специалистов. Чтобы проект был успешным, необходимо как минимум определить:
- какие задачи возлагаются на сайт,
- на каких посетителей веб сайт рассчитан,
- какую информацию нужно до них донести,
- какую функциональность стоит заложить в свой веб сайт, т.е. как он будет работать;
- кто и как будет поддерживать нормальное функционирование сайта, обновление информации, как планируется его расширение?

Процесс разработки веб-сайта можно разделить на следующие этапы:
- анализ задач, которые должен решать сайт, определение целевой аудитории;
- регистрация доменного имени сайта (например www.new-site.ru);
- планирование структуры будущего сайта (разделы, навигация и т.д.);
- разработка дизайна сайта (как правило, от 1 до 3 эскизов, в зависимости от бюджета проекта);
- верстка разработанного макета;
- интеграция свёрстанного макета в систему управления сайтом (CMS), установка программных компонентов и модулей, отвечающих за расширенную функциональность сайта;
- наполнение сайта текстами и изображениями, файлами и др. (наполнение контентом);
- выкладывание готового проекта в интернет на хостинг Исполнителя для тестирование сайта на соответствие техническому заданию;
- размещение сайта на хостинг заказчика;
- поисковая оптимизация (продвижение) сайта.

Давайте теперь рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

1 Анализ

На этом этапе выясняются сами основы создаваемого сайта. Что сайт должен делать? Каковы его главные задачи? Чего вы хотите достичь с его помощью? Что вы хотите этим сайтом донести до ваших посетителей? Эти и другие многочисленные вопросы помогают определить, каким будет сайт.

2 Регистрация доменного имени

Имя сайта должно быть простым, звучным и запоминающимся. В этом случае пользователи без колебаний и долгих поисков будут заходить на ваш сайт и рассказывать о нем своим друзьям. Я могу помочь вам подобрать название сайту и зарегистрировать его в соответствии с правилами, принятыми в сети Интернет. В ситуациях, когда подходящее имя в одной доменной зоне кем-то занято, самым простым решением оказывается регистрация сайта с тем же названием, но в другом домене (например, если www.firma.ru не свободно, можно зарегистрировать www.firma.com или www.firma.net), но предпочтительнее использовать все-таки домен в зоне RU. С апреля 2010 года открыта свободная регистрация кириллических доменов в зоне .РФ и имеется возможность занять привлекательный домен, на который правда зайти сможет только русскоязычный пользователь.

3 Техническое планирование

Разработка технического задания - это этап, которым часто незаслуженно пренебрегают (особенно если поджимают сроки или ограничен бюджет). А ведь давно известно - каждый потраченный на планирование час позволит сэкономить три-четыре часа на этапе разработки. Здесь стоит особое внимание уделить тому, как должна работать навигация (как посетитель попадет на эту страницу с главной страницы?). Не забудьте и о программных функциях (пользователь нажал на вот эту кнопку – что при этом должно произойти?). Очень важно уже на этом этапе понять, какой будет ваша карта сайта и как будет работать тот или иной программный компонент. Для любого сайта сложнее чем сайт-визитка важно создавать ТЗ. Шаблоны ТЗ вы можете найти здесь.

4 Дизайн сайта

Один из наиболее сложных этапов. Прежде всего потому, что большинство из нас привыкло оценивать дизайн отдельно от самого сайта - картинка нравится или не нравится. Здесь стоит вспомнить о целях, которые вы поставили перед сайтом (надеюсь, что цель - не поразить всех красивой картинкой). Говорит ли дизайн о том, что предлагает ваша компания? Соответствует ли он вашему корпоративному стилю. Четко ли он показывает ваше отличие от конкурентов? Не помешает ли дизайн в дальнейшем эффективно продвигать сайт в поисковых системах? И это только часть вопросов, которые надо себе задать. Дизайн должен обязательно учитывать специфику той группы пользователей, на которую он рассчитан, но при этом не должен приниматься в штыки и остальными (например, на "женские" сайты заходят и мужчины, и им тоже должно нравится находиться на сайте). Я не дизайнер, а технический специалист (моя стихия - верстка и программирование), поэтому сам дизайн я не разрабатываю, но оказываю консультационные услуги по эргономике и юзабилити предоставленного вами дизайна.

5 Верстка

Верстка – это перевод дизайна, до сего момента существующего в виде картинок, в HTML-код. Здесь есть свои особенности. Хорошо сверстанный сайт будет одинаково работать во всех основных веб браузерах и на наиболее распространенных разрешениях, и его загрузка не будет заставлять клиентов иди покурить. Я гарантирую правильное отображение сайта в следующих браузерах:
- Internet Explorer версий от 6;
- Opera версий от 8.54;
- Mozilla FireFox версий от 2;
- Netscape Navigator версий от 8.1;
- Safari версий от 3.2.

Кроссбраузерность верстки проверяется как на моей локальной машине (частично на локальных виртуальных машинах), так и через интернет-сервис browsershots.org на разных рабочих разрешениях монитора.

Соответственно, кроссбраузерная верстка редко бывает не валидной. Поэтому валидность верстки (по русски - соответствие написанного кода HTML и CSS установленным правилам для используемого языка) жестко контролируется и проверяется на официальном валидаторе консорциума W3C через Markup Validation Service для (X)HTML и через CSS Validation Service для CSS. Отступление от валидности допускается только по настоятельной просьбе Заказчика (например, нельзя валидно отобразить статус пользователя ICQ без использования достаточно сложного JavaScript).

6 Система управления сайтом (CMS)

Серьезной задачей является выбор программного «движка», позволяющего обновлять информацию на сайте без излишних сложностей. Если вы можете поручить задачу обновления информации на сайте своей секретарше, и она с этим справится без помощи вашего программиста – значит все сделано правильно. Кроме того, иногда приходится изменять структуру сайта – например, переместить раздел или создать новый. Этот процесс тоже не должен вызывать трудности. Следование открытым стандартам также очень важно – не стоит «приковывать» себя к чьей-то закрытой технологии. Также важна расширяемая функциональность движка - возможность реализовать практически любую задачу либо за счет имеющейся большой базы расширений, либо за счет открытого и хорошо задокументированного API движка для разработки собственных расширений. Именно поэтому я использую следующие CMS:
- Joomla!;
- 1С-Битрикс: Управление сайтом;
- Joostina (русская разработка на базе Joomla! 1.0.x);
- S.Builder.

7 Наполнение сайта

В случае использования CMS процесс наполнения становится достаточно простым. Конечно, он все же занимает некоторое время. Единственное, на что стоит обратить внимание – это готовность самих текстов. Очень часто именно этот этап является причиной наиболее значительных задержек, так что лучше всего позаботится об этом заранее. Обычно сайт получается запустить в срок в том случае, если и Заказчик и Исполнитель делают сайт параллельными курсами - разработчики делают дизайн, верстку и программную часть, а заказчик подбирает контент, готовит изображения для сайта.

8 Тестирование и выкладывание в интернет

Несмотря на то, что тестирование происходит на каждой из стадий реализации проекта, окончательное тестирование необходимо. Что надо проверить? Вот несколько самых важных моментов. Во всех ли современных браузерах работает сайт? Все ли необходимые материалы размещены? Все ли программные компоненты работают слаженно и четко?

Технически сайт для тестирования размещается на хостинге Исполнителя, как из соображений безопасности, так и из соображений работоспособности хостинга. Я пользуюсь только профессиональными хостинговыми площадками, как отечественными, так и зарубежными, и уверен, что сайт на моем хостинге будет работать как надо, если он сделан правильно. Если Заказчик использует какой-либо ненадежный хостинг и хочет на нем разместить сайт на мощном движке (например, 1С-Битрикс: Управление сайтом), то я не могу нести ответственность за то что сайт медленно шевелится на таком хостинге и не держит больших нагрузок. При всём при этом, я всегда даю свои рекомендации по использованию хостинговых площадок для конкретного проекта.

И вот, когда тестирование закончено, наступает момент размещения сайта на хостинг Заказчика.

9 Хостинг

Хостинг - это услуга предоставления дискового пространства, физическое размещение файлов сайта на компьютере, постоянно находящемся в сети и имеющим достаточно широкий канал в сеть для обеспечения возможности доступа на сайт большого количества посетителей. Сайт - это набор файлов, которые должны быть всегда доступны посетителям, иначе потенциальные клиенты и партнеры просто не смогут посмотреть запрашиваемые страницы и не получат интересующую информацию. Иными словами, хост-сервер (компьютер, на котором размещен ваш сайт) должен работать без перебоев, несмотря на отключение электроэнергии, пожары и наводнения. Резервные копии сайта должны делаться регулярно и часто, чтобы, в случае аварийного сбоя или взлома сайта, можно было быстро восстановить работоспособность ресурса. Я размещаю сайт на хостинг Заказчика в течение 3-х суток с момента полной оплаты проекта, и с условием, что на хостинге Заказчика нет никаких технический проблем, препятствующих этому размещению.

10 Поисковая оптимизация сайта

Поисковая оптимизация сайта – основа продвижения и раскрутки сайта в сети. С помощью раскрутки сайта можно привлечь на веб ресурс значительное количество целевых посетителей, причем “цена за переход” у них будет очень небольшой. Поисковая оптимизация сайта (раскрутка сайта) – это стратегическая инвестиция в бизнес. Даже супер красивый и удобный сайт не сможет привлечь к себе должного внимания, если о нем никто не узнает.

Вопреки расхожему мнению, после того как сайт выложен, работа с ним не заканчивается. Если ваша цель – превратить свой сайт в инструмент маркетинга (продаж), то приготовьтесь к тому, что надо будет:
- выкладывать новые материалы (постоянно обновлять сайт), чтобы посетители хотели вернуться за новой нужной им информацией;
- продвигать сайт в интернете, чтобы его легко могли найти потенциальные клиенты в поисковых машинах (причем желательно чтобы клиенты были из нужной вам целевой группы);
- опрашивать посетителей и добавлять новую необходимую им функциональность.

Это не всегда просто, но оно того стоит - сайт это один из наиболее эффективных инструментов в современном бизнесе.